Под одну гребёнку

Под одну гребёнку

Развивать малое предпринимательство в сфере НТО (нестационарные торговые объекты — одним словом, киоски и палатки) становится всё сложнее. Именно их «трясёт» в последнее время нешуточно. А ведь это — тот самый малый бизнес, который мы так старательно защищаем!

В стране даже создали целый национальный проект по развитию малого и среднего предпринимательства, призванный помочь этому сегменту бизнеса стать крепким и эффективным. Однако на деле всё оказывается далеко не так радужно!

В 2019 году подмосковные владельцы НТО столкнулись с новым административным барьером. Чтобы не быть голосовыми, расскажем о ситуации на примере подмосковной предпринимательницы. Она владеет киоском, торгующим печатной продукцией.

Наталья К. обратилась в подмосковное отделение «ОПОРЫ РОССИИ» с просьбой о помощи. Женщина рассказала, что согласно Распоряжению областного Минэкологии и природопользования «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных бытовых отходов на территории Московской области», расчет нормативов объёму ТКО для НТО приравняли к нормативам продовольственных магазинов (!) Он составил 0,62 куб.м. на 1 кв.м. торговой площади в год.

То есть обычный киоск без фундамента и земли в Подмосковье приравняли к полноценному магазину, то есть к объекту недвижимого имущества!

Предпринимательнице, вместо того, чтобы спокойно работать, пришлось самостоятельно разбираться в законодательстве.

Вот что она пишет далее: «Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определены особенности размещения НТО.

В законе оговаривается специфика НТО как объектов, не имеющих связи с земельным участком, то есть НТО не является объектом недвижимости. Таким образом, НТО по типу образования мусора соответствует указанным в (утратившем силу) Постановлении №605/26 характеристикам «Торговая точка/павильон».

Однако НТО приравняли к продуктовым магазинам, хотя одним из требований именно к продуктовым магазинам является его площадь: минимум 40 кв.м. Но ведьНТО таких размеров не строят — для такой площади нужен фундамент».

Тут даже не нужно быть юристом, чтобы понять: нормы накопления мусора у продуктовых магазинов даже логически не могут быть приравнены к нормам накопления мусора в киоске с печатной продукцией!

В случае Натальи получается следующая занимательная арифметика: при торговой площади павильона 18 кв. м. получается 11 кубометров мусора в год, то есть почти кубометр мусора в месяц!

Ещё в 2018 году для данной торговой точки тариф был 2,14 кубометра в год, а с этого года стал 11 кубометров! То есть киоск с печатной продукцией волшебным образом вдруг стал производить аж на 8 кубометров мусора в год больше!

При этом, по словам предпринимательницы, реальный объем мусора равняется примерно двум коробкам от бумаги для ксерокса в месяц. В основном это картон и пленочная упаковка.

С просьбой определить для НТО пониженные нормативы женщина обратилась в Правительство региона, откуда ее письмо спустили в Министерство ЖКХ. Однако ответ ведомства не дал ничего нового. Там лишний раз подтвердили, что в нашем регионе расчет нормативов объему ТКО для НТО приравнивается к нормативам продовольственных магазинов!

Женщина доведена до отчаяния и готова обращаться в суд и через судебную экспертизу доказывать, что такие объемы образования мусора при торговле книгами просто невозможны.


От редакции:мы обратились к юристу подмосковного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Борису Лозунову, который прокомментировал нам данную ситуацию:

Борис Лозунов

«Действующие с 01.01.2019 г. нормативные правовые акты Московской области действительно привели к возникновению указанной проблемы с определением нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов.

С 01.01.2019 г. в Московской области действуют нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждённые Распоряжением Минэкологии Московской области от 01.08.2018 г. № 424-РМ (в редакции Распоряжения Минэкологии Московской области от 09.10.2018 г. № 607-РМ).

На основании этого правового акта из перечня объектов, осуществляющих накопление твёрдых коммунальных отходов, «исчезли» все нестационарные торговые объекты.

В ранее действовавших Нормах накопления мусора, утверждённых Постановлением Правительства Московской области от 24.07.2015 г. № 605/26, среди предприятий торговли, в которых накапливаются отходы, были указаны:

— предприятия стационарной торговли;

— торговая точка (павильон).

Таким образом, ранее законодатель выделял нестационарные торговые объекты в отдельный вид торговых объектов и предусматривал для них пониженный норматив накопления мусора (по сравнению с предприятиями стационарной торговли).

В настоящее время такой дифференциации нет. Сейчас предприятия торговли в целях определения нормативов накопления твёрдых бытовых отходов подразделяются только на:

— супермаркеты;

— продовольственные магазины;

— рынки.

Никаких иных видов торговых объектов в новых нормативах не существует. Стоит обратить внимание, что у продовольственных магазинов предусмотрен самый высокий норматив накопления твёрдых бытовых отходов — 0,62 кубических метра в год с одного квадратного метра торговой площади.

Ранее для павильонов предусматривалось 2,14 кубических метра в год с одного объекта независимо от торговой площади.

Представляется, что существующие нормативы никаким образом не отражают реальную ситуацию, сложившуюся при осуществлении предпринимательской деятельности.

При рассмотрении данного вопроса возможно обратить внимание на Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 269 (далее по тексту — «Правила»).

В них указано, что нормативы могут устанавливаться дифференцировано, в том числе, в отношении:

— категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц (пп. «б», п. 4 Правил);

— категорий объектов, на которых образуются отходы (пп. «в» п. 4 Правил).

Согласно п. 6 Правил определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.

В Методических рекомендациях по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждённых Приказом Минстроя России от 28.07.2016 г. № 524/пр (далее по тексту — «Методические рекомендации») указывается, что категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1 к настоящим методическим рекомендациям (п. 4).

А в данном Приложении № 1 достаточно подробно указаны предприятия торговли, в том числе, там представлено несколько видов нестационарных торговых объектов.

Таким образом, на федеральном уровне уполномоченные органы понимают необходимость дифференцированного подхода к определению нормативов накопления отходов.

Однако, к сожалению, следует отметить, что вышеуказанные федеральные Правила не содержат строгих, императивных норм в части дифференциации торговых объектов, а Методические рекомендации носят исключительно рекомендательный характер и не содержат положений обязательного характера. Но, тем не менее, уполномоченные органы, разрабатывая нормативы накопления твёрдых бытовых отходов, должны ориентироваться на вышеуказанные документы.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, своим письмом от 05.02.2019 г. № 12ТГ-2468 сообщила предпринимательнице, что при определении нормативов накопления отходов к предприятиям торговли — продовольственным магазинам приравниваются любые нестационарные торговые объекты. Представляется, что этот вывод прямо не следует ни из каких нормативных правовых актов. Такой вывод можно сделать только потому, что существующие нормативные акты Московской области позволяют предельно широко трактовать нормы, определяющие нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Доводя ситуацию до абсурда при желании можно прийти к прямо противоположному выводу и считать, что на региональном подмосковном уровне законодатель просто исключил нестационарные торговые объекты из перечня объектов, на которых накапливаются отходы. Ведь нестационарные торговые объекты исключены из этого перечня.

В рассматриваемой ситуации исходя из здравого смысла можно сделать вывод о том, что продовольственный магазин и объект нестационарной торговли печатной продукцией за год накапливают различное количество твёрдых коммунальных отходов».

Подготовила Анна Косицына

10:36
561
Нет комментариев. Ваш будет первым!