Как защитить свой бизнес от конфликтов?

Как защитить свой бизнес от конфликтов?

Как показывает практика, прежде всего необходимо элементарно научиться задавать вопросы. Это необходимо для того, чтобы понять ожидания контрагента/сотрудника и правильно описать предмет договора или поставить задачу.

Что будет конечным результатом выполнения тех или иных работ? Какой должен быть поставлен товар, какие функции он должен выполнять по итогу?

Во-вторых, важно научиться составлять и читать договоры, которые вы подписываете. Очевидный совет, на первый взгляд. Все об этом знают, но никто не делает, к сожалению.

Самая большая ошибка, которую допускают многие предприниматели взять в интернете шаблон договора и заполнить его без учета своих фактических обстоятельств.

Нужно подробно описать не только предмет договора, но и порядок его исполнения, этапы работы, ответственных исполнителей по возможности, ответственность сторон за неисполнение обязательств, порядок претензионной работы и досудебного урегулирования споров. Обычно это все прописывается для галочки по какому-то стандартному шаблону. А когда возникает реальный конфликт, оказывается, что эти шаблонные механизмы в конкретной ситуации у этих сторон не работают.

Например, нужно подробно описать, кто, кому, в какие сроки и каким способом сообщает о возникшей проблеме. Описать это нужно не абстрактной фразой, а конкретно и понятно, чтобы не возникло вопросов.

То же самое касается отношений с бизнес-партнерами. 2024 год — это год партнерства, когда мы должны усилить друг друга. Почему-то многие предприниматели об этом забывают, начиная бизнес без письменных договоренностей, мол «потом разберемся, не чужие люди».

Для успешного проекта и сохранения отношений важно «на берегу» составить правильное соглашение и прописать зоны ответственности каждого, ожидания от проекта в целом и друг от друга в частности, порядок распределения убытков и прибыли, финансирования проекта и так далее.

В-третьих, нужно научить свой коллектив слышать, слушать и говорить. Это важное направление внутрикорпоративной работы, о котором также часто забывают предприниматели.

Даже в небольшом коллективе бывают конфликты, которые сильно тормозят работу. Нужно развивать не только твердые навыки сотрудников, но и мягкие — эмпатию, навык выявлять интересы, задавать вопросы, формулировать задачи с заботой о коллегах.

В-четвертых, важно повышать юридическую грамотность всех сотрудников, которые связаны с заключением и исполнением договоров, принятием каких-либо обязательств от имени компании, а также с их исполнением. Почему-то все забывают о том, что важно не только грамотно заключить договор, но еще и исполнить его и подписать всю заключительную документацию. Исполнением и завершением договора часто занимаются совсем другие люди — не те, которые этот договор заключали. Юридически грамотными должны быть не только юристы, но и другие сотрудники компании.

Самое важное, на мой взгляд, быть искренними. При найме сотрудников и формировании команды, при работе с ними. Команду и партнеров нужно подбирать по ценностям — если ценности совпадают, многие конфликтные моменты сами снимаются либо вообще не возникают.

Автор: Евгения Черячукина, практикующий юрист и медиатор, член Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ»

22:05
720
Нет комментариев. Ваш будет первым!