Защита личного кабинета через интеллектуальную собственность: стратегия и рекомендации

Защита личного кабинета через интеллектуальную собственность: стратегия и рекомендации

Защита личного кабинета через интеллектуальную собственность играет важную роль в современном мире бизнеса. Понимание методов защиты и законодательства помогает предпринимателям обезопасить себя и избежать дополнительных трат.

Чтобы товар на агрегаторе (маркетплейс) попал в ТОП продаж, одна из первостепенных задач, которая стоит перед продавцом, это необходимость качественно оформить карточку товара и контент в целом. Так как именно она оказывает первое впечатление на покупателей и тем самым помогает быстрее принять решение о покупке. Поэтому продавцы на агрегаторе (маркетплейс) вкладывают время и деньги в фотосессии, инфографику и рекламу. Но часто все эти усилия обесцениваются, так как другие продавцы просто копируют все содержимое карточки или фотографии, выставляют товар чуть дешевле и забирают весь трафик.

Далеко не все продавцы знают, что карточка товара для Озон, Вайлдбериз и других агрегаторов (маркетплейс) охраняется авторским правом. Фотографии, произведения дизайна (то есть инфографика) и видео прямо указаны как объекты авторского права в статье 1259 Гражданского кодекса. Текстовое описание хоть и нельзя однозначно отнести к литературным произведениям, но все же, если оно написано с творческим подходом, а не просто как перечисление характеристик товара, оно тоже охраняется авторским правом. По статье 1257 ГК РФ автором признается человек, который создал что-то своим творческим трудом. Причем нельзя так просто опровергнуть творческий вклад: по Постановлению № 10 Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 г. все результаты считаются творческими, пока не доказано обратное (презумпция авторства).

На практике, чтобы доказать отсутствие оригинальности текста или дизайна, нарушителю нужно заказать специальную экспертизу, чтобы выявить признаки авторского произведения: новизну, оригинальность, творческий характер. Вряд ли он станет это делать, а суды нередко сразу отклоняют доводы об отсутствии оригинальности, ссылаясь на презумпцию авторства.

Поэтому продавец на агрегаторе (маркетплейс), как владелец текстового и графического контента, является автором произведения и может защищать свои интересы. А если он сделал оформление не сам, а заказал его у фотографа, дизайнера или копирайтера, и эта услуга оформлена в виде договора, то продавец является правообладателем авторского произведения. В обоих случаях он вправе запрещать копирование без разрешения и требовать выплаты компенсации за нарушение статьи 1301 ГК РФ.

Как же защитить авторские права на контент?

Чтобы доказать авторство на содержание контента (карточки товара), есть два основных способа: технический и юридический.

Техническим способом защиты может быть следующее: некоторые продавцы ставят водяные знаки на фото и инфографику, добавляют название своего бренда в виде текста поверх картинки. При этом бренд должен быть зарегистрирован как товарный знак, иначе он не имеет юридической силы. Но сейчас удалить такие надписи можно без труда, так как существует специальное программное обеспечение, которое позволяет за считанные секунды стереть водяные знаки и логотипы. К тому же дополнительные надписи ухудшают качество изображения товара, отвлекают от самой фотографии.

К юридическому способу защиты можно отнести депонирование. Это процесс регистрации и сохранения интеллектуальной собственности. Целью депонирования является обеспечение доказательства авторства и защиту прав на интеллектуальную собственность. Процесс депонирования включает подачу заявки и предоставление подтверждающей документации.

Чтобы получить свидетельство о депонировании, необходимо подготовить экземпляр произведения (исходники, фотографии, дизайн, инфографика, текстовое описание), оплатить пошлины за регистрацию, оформить и отправить заявление вместе с экземпляром произведения.

Что делать, если скопировали контент (карточку товара)?

Если вы не планируете доводить конфликт до суда и вам не нужна компенсация, достаточно обратиться в службу технической поддержки агрегатора (маркетплейса). Используйте в качестве подтверждения ваших прав документы: свидетельство на товарный знак, свидетельство о депонировании, договор с дизайнером (фотографом), по которому вы получили права на контент, патент на промышленный образец.

Администрация агрегатора (маркетплейса) может сразу скрыть чужие карточки или вовсе заблокировать продавца. Если служба поддержки молчит или присылает отписки, обратитесь в юридический отдел агрегатора (маркетплейса) через специальную форму обращения. Такая ситуация бывает довольно часто, и ее причина заключается в том, что операторы службы поддержки работают по внутреннему регламенту и часто не разбираются в авторском и патентном праве.

Если же продавец решил взыскать с нарушителя компенсацию за нарушение интеллектуальной собственности, а не просто удалить его контент (карточки товара), то он вправе в досудебном или судебном порядке потребовать компенсации от 10 тысяч до 5 млн. рублей. Однако нужно учитывать, что судебные споры решаются не быстро: на это может потребоваться несколько месяцев и дополнительные вложения в виде проведения экспертиз и оплат государственных пошлин.

Кирилл Пирогов

Юрист по защите предпринимателей на площадках маркетплейс, член Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ»

16:44
621
Нет комментариев. Ваш будет первым!