Не бойтесь попробовать медиацию
Материал юриста, медиатора, члена подмосковной «ОПОРЫ» Евгении Черячукиной
Что такое медиация и как она может помочь людям?
Е.Ч.: Несмотря на то, что процедура медиации существует в Российской Федерации с 2010 года, мало кто знаком с этой процедурой. Медиация — это процесс урегулирования конфликтов с помощью нейтрального посредника (медиатора). Медиация помогает сторонам конфликта найти взаимовыгодное решение, сохранить отношения и избежать судебных разбирательств. Для того чтобы понять, из каких этапов состоит процедура медиации, а также цель медиации и кто такой медиатор, достаточно прийти на информационную встречу.
Что происходит на информационной встрече по медиации?
Е.Ч.: Информационная встреча — это встреча с конфликтующими сторонами, на которой медиатор рассказывает о том, какими принципами он руководствуется при осуществлении своей деятельности, напоминая, что это конфиденциальность, добровольность, равенство и нейтральность. Также медиатор расскажет о том, как проходит процедура медиации, в какое время и в каком месте, а также кто будет участвовать от спорящих сторон в процедуре медиации.
В любом случае, информационная встреча — это возможность посмотреть в глаза медиатора, почувствовать его ценности, его нейтральность. Как я говорю на занятиях: зайдите в спортивном костюме и попробуйте купить дорогую сумочку престижном магазине. Вот именно то чувствуют стороны, которые приходят на процедуру медиации, потому что медиация — это про чувства и про отношения.
При каких условиях входят в медиацию?
Е.Ч.: Напомню, в медиацию входят, когда есть ценность сохранения отношений. Если нужно урегулировать конфликт, а не просто найти виновного, потому что в любых отношениях всегда присутствует или может присутствовать недопонимание, разность образования, разность ценностей. И как раз в процедуре медиации все эти моменты подсвечиваются, то есть если вы хотите найти виноватого, то, наверное, вам в процедуру медиации не стоит идти, потому что, как правило, тот, кто ищет виноватого, сам оказывается виноватым.
Может ли медиатор отказать в проведении процедуры?
Е.Ч.: Медиатор на информационной встрече смотрит на стороны, оценивает, насколько жизненный опыт медиатора повлияет или помешает конфликтующим сторонам договориться. Потому что бывает, что особенно в семейных спорах тот опыт, который есть в жизни, он вспоминается, и нахлынувшие чувства мешают быть нейтральным.
Поэтому информационная встреча нужна также и медиатору, чтобы понять, возьмётся ли он урегулировать спор.
Медиатор ведь также настраивается на процедуру медиации, готовит себя, анализирует материалы, которые предоставляют стороны.
Получается информационная встреча нужна всем — и медиатору тоже?
Е.Ч.: Да. Так как на этой встрече происходит знакомство, понимание, готовы ли вы доверить урегулировать свой конфликт именно этому медиатору. А медиатор, честно глядя вам в глаза, понимает, готов ли он с вами выстроить взаимоотношения.
Поэтому, если у вас есть возможность посмотреть глазами медиатора, поговорите с ним, объясните ему ситуацию, и он вам через правильные вопросы настраивает ваше мировоззрение в новый мир. Потому что бывает достаточно одной информационной встречи, ты подсвечиваешь какие-то моменты, чтобы люди начали слышать уже на информационной встрече друг друга и после этого стороны сами договариваются.
Они потом вам звонят и говорят: «А мы не думали, что всё так просто».
Какие советы по коммуникации вы можете дать?
Е.Ч.: Не усложняйте.
Хотите задать вопрос — правильно его сформулируйте.
Хотите описать чувства — научитесь описывать чувства не только свои, но и чувствовать чувства других.
Хотите жить в мире и согласии — внедрите медитативные техники в свою жизнь.
Научитесь правильно прописывать алгоритмы и последовательность действий.
Уберите оценочные суждения из вашей жизни. Ведь вы не знаете, какой жизненный опыт был у каждого из тех, кто сел за стол переговоров, какие компетенции есть, какие знания.
Давайте будем чуть ближе друг к другу, чуть внимательнее друг к другу. И прежде чем делать какое-то предложение, подумайте, а не обидит ли оно его, действительно ли ваше предложение является объективным и соответствует рынку.
Можете привести пример из практики?
Е.Ч.: Часто я вижу в своей практике, что отправляют просто претензию либо отправляют предложения, зная заведомо, что вторая сторона их отвергнет. Вопрос: «Зачем вы это делаете?»
Часто я не получаю ответа либо получаю ответ: «Просто так».
Я говорю: «Если вы получили такое предложение, вы бы согласились?» «А зачем вы тогда, зная, что вторая сторона не согласится, направили такое предложение?»
И вот после таких, казалось бы, простых разговоров по душам стороны начинают слышать и понимать друг друга. Ведь основная задача медиатора — не только урегулировать конфликт, но и научиться их предотвращать.
Поэтому не бойтесь попробовать медиацию!