В Общественной палате РФ обсудили перспективы развития социального заказа
17 июня на площадке Общественной палаты Российской Федерации состоялись нулевые чтения законопроекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» и статью 341 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Напомним, федеральный закон направлен на регулирование отношений, связанных с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание гарантированных государством услуг в социальной сфере, в том числе посредством привлечения к их оказанию негосударственных организаций.
Такие услуги предоставляются потребителю за счёт бюджетных средств при наличии у него социального сертификата, удостоверяющего право на получение услуги в определённом объёме и на определённых условиях. Исполнителем таких услуг могут быть как государственные, так и негосударственные организации в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта и туризма. Установлены права потребителей и обязанности исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Законопроектом предусматривается продление реализации Федерального закона № 189-ФЗ с 1 января 2025 г. на всей территории Российской Федерации. При этом устанавливается, что организация оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом № 189-ФЗ на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляется в случае утверждения соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования перечней государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в отношении которых формируется государственный (муниципальный) социальный заказ.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 341 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», устанавливающих возможность определения исполнителей государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, с применением способов определения исполнителей услуг, предусмотренных частью 3 статьи 7 Федерального закона № 189-ФЗ.
Частью 1 статьи 341 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливается, что спортивная подготовка в Российской Федерации может осуществляться на основании государственного (муниципального) задания за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, договора об оказании платных образовательных услуг или в рамках трудовой деятельности в соответствии с трудовым законодательством.
Для успешной реализации политики в области спорта, преодоления барьеров, препятствующих развитию важной сферы необходима поддержка спортивных организаций на уровне соответствующих профильных учреждений и консолидация действий органов власти и различных социальных институтов.
Как отметил Денис Бикбаев, член Совета «ОПОРЫ РОССИИ» Московской области, инструментом предоставления государственных муниципальных услуг должен стать исключительно социальный сертификат, обеспечивающий персонификацию потребителей услуг. Именно он позволяет управлять услугой вне зависимости от формы собственности исполнителя и развивать конкурентноспсобность между поставщиками, в т. числе развивая негосударственный сектор экономики, что в итоге приведет к увеличению спроса таких услуг.
«Прошу отметить важность участия негосударственного сектора в реализации социального заказа. Наличие в реестре негосударственного сектора является признаком открытости региона к развитию конкуренции в государственных социальных услугах», — отметила в своем выступлении Светлана Налепова, председатель «ОПОРЫ» Одинцово, заместитель председателя федеральной комиссии по социальному предпринимательству «ОПОРЫ РОССИИ», является куратором диалоговой площадки по реализации 189 ФЗ в Московской области от «ОПОРЫ РОССИИ».
Она также добавила, что в «ОПОРЕ» считают целесообразным использование реестра поставщиков, образованный в рамках 442 ФЗ и для целей ведения реестра исполнителей социальных услуг в рамках 189 ФЗ.
Кроме этого, в связи с введением широких полномочий в рамках 189 ФЗ она отметила важность работы диалоговых площадок в регионах. Они доказали салю эффективность и их важно сохранить.
Нулевые чтения — важный этап экспертизы проекта законов, который помогает сделать процесс обсуждения более рациональным и действенным.