Когда фотографии охраняются авторским правом

Когда фотографии охраняются авторским правом

Юрист Любовь Шаталина, руководитель Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов о том, как фотографии охраняются авторским правом

Представим ситуацию, что кто-то взял фото, сделанное вами и использовал без вашего разрешения на своем сайте. Или, наоборот, вы сами, взяли без разрешения для своего сайта, своих соц. сетей, чужие фото из Интернета и с вас теперь требуют компенсацию за их незаконное использование….

Как показывает практика, чтобы «отбиться» от претензий зачастую «виновная» сторона использует доводы о том, что фото не относится к объекту интеллектуальной собственности, которое охраняется авторским правом.

Давайте на примере фотографий рассмотрим, в каких случаях этот довод может сработать и минимизировать риски взыскания компенсации или «подарить» возможность ее снижения.

Суд по интеллектуальным правам (СИП) напомнил, что при разрешении вопроса об отнесении конкретного результата интеллектуальной деятельности к объектам авторского права учитывается, что таковым является только тот результат, который создан творческим трудом.

Само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Творческий характер создания произведения не зависит от того, создано произведение автором собственноручно или с использованием технических средств. Результаты, созданные с помощью технических средств в отсутствие творческого характера деятельности человека (например, фото- и видеосъемка работающей в автоматическом режиме камерой видеонаблюдения, применяемой для фиксации административных правонарушений), объектами авторского права не являются.

Что понимается под творческой деятельностью фотографа?

Под творческой деятельностью фотографа в практике понимаются различные действия по созданию результата интеллектуальной деятельности: выбор экспозиции, размещение объекта фотоснимка в пространстве, выбор собственной позиции для совершения фотосъемки, установка света и/или адаптация своего местонахождения и места нахождения объекта фотосъемки под имеющееся освещение, подбор световых фильтров для объектива, установка выдержки затвора, настройка диафрагмы, настройка резкости кадра, проявление фотопленки (для пленочных фотоаппаратов), проявление фотографий (для пленочных фотоаппаратов), обработка полученного изображения при помощи специальных компьютерных программ (для цифровых фотоаппаратов), т.е. творчество усматривается в том числе в выборе момента, нуждающегося в фотографировании.

То есть имеют значение «изобретательские усилия» фотографа в постановке объектов фотографирования, в выборе освещения, фильтров, ракурса, фотоаппарата, композиция и стилизация объекта съемки.

СИП, проанализировав практику судов, указывает: фото все равно может охраняться авторским правом, даже если:

1. Фотография не обрабатывалась автором;

2. Автор фотографии при фотографировании не изменял стандартные настройки фотоаппарата;

3. Фотографическое произведение получено в нарушение законодательства РФ;

2.4. Ракурс съемки является часто используемым применительно к этому объекту.

А вот обстоятельствами, при которых фотографии не будут являться объектами авторского права, могут быть следующие:

1. Фотография получена в результате технической фиксации объекта (например, фотографии промышленной мебели в виде стоек для баллонов не являются результатом творческой деятельности, поскольку представляют собой техническую фиксацию объекта промышленного производства);

2. Фотография получена в результате автоматической работы устройств, без контроля лица за процессом создания фотографии (снимок в фотобудке).

Также охраноспособность фотографии была опровергнута в случаях, когда фотография носит информационный характер в рамках актуальной на момент ее съемки новости и является отчетом фоторепортера, получена без помощи специальных методов съемки и является бесстрастным описанием факта, а также не содержит элементов творчества; фотография снята в экстренной ситуации в условиях, предполагающих оперативное реагирование на происходящие события, в отсутствие какого-либо художественного замысла и без специальных методов съемки; цель съемки состоит в фиксации информации об актуальном событии.

Например, в одном из дел суд первой инстанции указал, что фотография происшествия (обрушение моста) не содержит постановочного сюжета, не получена при помощи специальных методов съемки, а содержит исключительно сведения о событиях и носит новостной (информационный) характер, являясь, по сути, отчетом фоторепортера.

В другом деле суд указал, что на спорных фотографиях изображены кадры проведения операции правоохранительных органов по выявлению и задержанию предполагаемого преступника, а также последствия применения предполагаемым преступником взрывного устройства; фотографии сняты в экстренной ситуации в условиях, предполагающих оперативное реагирование на происходящие события, в отсутствие какого-либо художественного замысла и без применения художественных средств выразительности.

При этом, СИП напомнил, что согласно Бернской конвенции, фото, имеющие информационный характер, могут относиться к объектам авторского права, если будет доказано, что в них присутствуют признаки творчества (нужен анализ конкретных фото).

При помощи каких средств доказывания может быть установлено авторство лица на фотографию?

Исчерпывающий перечень доказательств авторства в законодательстве отсутствует.

Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать, в числе прочего, представление этим лицом необработанной фотографии.

Наиболее распространенными средствами доказывания авторства являются:

1. Исходные снимки в форматах RAW и JPEG;

2. Метаданные фотографий (EXIF);

3. Нотариальный протокол осмотра доказательств;

4. Полноразмерные экземпляры фотографического произведения в высоком разрешении;

5. Распечатки данных с каких-либо сайтов, содержащих сведения о лицах, загрузивших эти фотографии на сайт, – блоги фотографов, сайты-портфолио;

6. Знак охраны и информация об авторском праве на экземпляре фотографии.

Таким образом, указанные доводы могут быть использованы для защиты ваших прав как автора фотографий, если нарушитель указывает, что ваши права защите не подлежат, так как ваши фото не имеют творческого характера. Либо для защиты вас как нарушителя с целью минимизации последствий нарушения (снижения компенсации) путем указания на отсутствие «большого творческого вклада» автора в создание фото, которое незаконно использовано. При этом, очевидно, не рекомендуется использовать чужие фотографии. При заказе фото у фотографа, например, для вашего сайта, рекомендуется заключать с фотографом соответствующий договор с передачей вам исключительных прав и оплатой услуг фотографа в безналичном порядке.

13:43
497
Нет комментариев. Ваш будет первым!