Выкуп помещения и налоговая отчетность

Выкуп помещения и налоговая отчетность

Вполне возможно, что данный вопрос будет интересен и другим предпринимателям.

Рассматриваемая ситуация:
Индивидуальный предприниматель, находящийся на упрощённой системе налогообложения и, как следствие, не являющийся плательщиком НДС, в 2010 году в соответствии с положениями Федерального закона 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – «Закон № 159-ФЗ») выкупил у администрации муниципального образования нежилое помещение по рыночной цене, определённой в соответствии с требованиями вышеуказанного закона и иных нормативных правовых актов.
Право собственности на выкупленное нежилое помещение зарегистрировано за предпринимателем в марте 2010 года. В дальнейшем в мае 2015 года налоговая инспекция, заблокировала счета предпринимателя в связи с непредставлением налоговой декларации по НДС. Свои действия налоговый орган мотивировал тем, что в рассматриваемой ситуации предприниматель, несмотря на то, что он «упрощенец» и не является плательщиком НДС, должен был уплатить НДС с операции по выкупу ранее арендованного нежилого помещения и подать в налоговую инспекцию соответствующие декларации по НДС.

Вопрос: Правомерны ли требования налогового органа в данной ситуации, должен ли индивидуальный предприниматель выступить в данной ситуации налоговым агентом: исчислить, удержать и уплатить НДС и подать налоговую отчётность.

Ответ:
В рассматриваемой ситуации необходимо учитывать следующее.
В соответствии с п. 5 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных налоговым законодательством. В связи с этим такие индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость в случаях, установленных ст. 161 НК РФ. Таким образом, в определённых действующим законодательством случаях несмотря на то, что «упрощенцы» не являются плательщиками НДС, они должны исчислить, удержать и уплатить НДС в бюджет, т.е. выполнить обязанность налогового агента по данному налогу.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную или муниципальную казну, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ. Соответствующие изменения закреплены в пп. 12. п. 2 ст. 146 НК РФ.
Таким образом, законодатель для предпринимателей, выкупающих ранее арендованное имущество в порядке, предусмотренном Законом № 159-ФЗ, предусмотрел налоговую льготу – установил, что операции по выкупу такого имущества не являются объектом налогообложения НДС.
Однако следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ данная норма, устанавливающая такую льготу, вступила в силу с 1 апреля 2011 г. и применяется к тем объектам недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано после этой даты.
Таким образом, операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло индивидуальному предпринимателю, применяющему упрощенную систему налогообложения до 01 апреля 2011 года, являются объектом налогообложения НДС в связи с чем предприниматель должен исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС при совершении рассматриваемых операций в соответствии с нормами НК РФ, действовавшими в редакции до вступления в силу Федерального закона № 395-ФЗ.
Также предприниматели в рассматриваемой ситуации должны заполнять и представлять в налоговую инспекцию соответствующие разделы налоговой декларации по НДС.
Указанная позиция подтверждается совместными письмами Минфина России и ФНС России от 23.06.2011 г. № АС-3-3/2148@ и от 12.05.2011 г. № КЕ-4-3/7618@; письмами Минфина России от 30.12.2011 г. № 03-07-14/133 и от 29.07.2011 г. № 03-07-07/40, а также судебной практикой, что нашло своё отражение, в частности, в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.12.2012 г. № ВАС-17003/12, от 28.04.2012 г. № ВАС-4955/12, от 25.04.2012 г. № ВАС-4781/12.

Дополнительно следует отметить, что в данной ситуации можно говорить о целесообразности освобождения предпринимателя от налоговой ответственности (штрафа), т.к. вины с его стороны нет и интересы бюджета не пострадали, т.к., по сути, сумма налога в бюджет поступила. Также следует обратить внимание на порядок взыскания пени с учётом трёхгодичного срока взыскания налогов и иных обязательных платежей. Однако все эти вопросы, скорее всего придётся решать уже в рамках судебного арбитражного разбирательства.

12:29
581
Нет комментариев. Ваш будет первым!