ФНС России запустила проект «Общественное питание».

ФНС России запустила проект «Общественное питание».

Что предпринимателям нужно о нем знать?

Заместитель начальника отдела оперативного контроля Управления Федеральной налоговой службы по Московской области Анастасия Андреевна Галкина. Анастасия Андреевна Галкина в эфире «Радио 1» рассказала всё, что необходимо знать бизнесу о проекте ведомства «Общественное питание».

Известно, что именно налоговые органы осуществляют контроль за тем, как бизнес соблюдает порядок применения контрольно-кассовой техники, т.е. в полной ли мере он легализует поступающую выручку, и, следовательно, в полной ли мере платит с нее налоги.

Уже не первый год бизнес применяет онлайн-кассы, которые в режиме реального времени направляют информацию в базу данных налоговых органов. Это позволяет налоговикам контролировать поток наличных денег, которыми мы расплачиваемся при покупке товара в магазинах или, потребляя услуги.

И именно с контролем наличного денежного потока связан отраслевой проект Федеральной налоговой службы, получивший название «Общественное питание».

— Анастасия Андреевна, что послужило причиной того, что именно сфера общественного питания попала в зону особого внимания налоговиков?

— Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в последние годы наблюдается как количественный прирост объектов общественного питания, так и рост валового денежного оборота в этой отрасли.

Бизнес общепита разнообразен — это и крупные ресторанные сети, и мелкие точки, такие как изготовление «кофе с собой», которыми мы частенько пользуемся по пути на работу.

Согласно оперативной информации, на территории Московской области деятельность по оказанию услуг общественного питания осуществляют более 7,5 тысяч налогоплательщиков, из них большая часть это индивидуальные предприниматели.

До 2021 года мелкие точки общественного питания уплачивали так называемый Единый налог на вмененный доход. Он не зависел от объема полученной выручки за оказанные услуги. С 2021 года налоговые поступления от предприятий сферы общепита во многом будут зависеть от того, насколько полно приходуется в кассу предприятия денежная выручка.

Налоговая служба постоянно проводит мониторинг выручки, фиксируемой ККТ, анализирует показатели финансовой деятельности налогоплательщиков. Анализ показал, что именно особенности оказания услуг в указанной сфере, сложившаяся ментальность потребителей допустили риски осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники, либо с передачей данных с нарушением порядка применения контрольно-кассовой техники.

Данная сфера оперативно реагирует на современные реалии: появляются новые типы предприятий, форматы обслуживания клиентов, часть предприятий мигрирует в онлайн-среду, модели их хозяйствования заметно усложняются. При этом субъекты этой деятельности должны применять контрольно-кассовую технику в установленных законом случаях, что способствует созданию равных, конкурентных условий ведения бизнеса.

Перечисленные мною моменты и обусловили повышенное внимание налоговиков к сфере общественного питания.

В целях обеления сферы общепита Федеральная налоговая служба в январе 2021 года приступила к реализации отраслевого проекта «Общественное питание».

— Действительно, думаю многие сталкивались с такими случаями, когда в кафе официанты предупреждают, что интернет не работает, оплата по карте невозможна, и за ужин нужно будет заплатить наличными средствами, и кассовый чек, при этом, конечно, не выдавался. Безусловно это нарушение…

— Конечно, и, к сожалению, таких случаев немало. Наиболее распространенные нарушения законодательства, которые выявляются в рамках нашего анализа, это:

— неприменение ККТ. Это такие случаи, как описали вы, или когда официанты просят совершить перевод денежных средств за проданный товар или оказанную услугу по номеру телефона или на банковскую карту физического лица;

— невыдача чека покупателю или клиенту — тоже является нарушением порядка применения ККТ, в этом случае нарушаются еще и права потребителя услуги;

— нарушением является и выдача чека с некорректными реквизитами. Например, когда в кассовом чеке не указаны или неверно указаны дата, время и место (адрес) осуществления расчета; наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя; применяемая при расчете система налогообложения; наименование товара (услуги); сумма расчета; форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке); QR-код; в поле «Кассир» отсутствуют или неверно указаны ФИО продавца, который осуществил продажу товара.

Нарушение реквизитного состава чека в части отсутствия или неверного указания ФИО продавца, который осуществил продажу товара, наиболее распространено среди индивидуальных предпринимателей. Данные нарушения выявляются налоговыми органами на рабочих местах без выхода на место установки ККТ, в рамках анализа деятельности налогоплательщика.

Таким образом, прирост валового оборота в суммовом выражении по предыдущим годам, прирост количества объектов общественного питания и наличие перечисленных рисков, обязывают налоговые органы принять профилактические меры по устранению негативных последствий для экономики, имеющихся в сфере услуг общественного питания, связанные с неполнотой отражения выручки.

Цель отраслевого проекта «Общественное питание» — вывести предприятия этой сферы из теневого сектора экономики, выяснить причины сокрытия выручки, создать равные условия для всех категорий бизнеса.

— В чем выражаются эти профилактические меры? Налоговая служба не планирует применять штрафные санкции к нарушителям?

— На первом этапе, мы намерены провести обширную кампанию по информированию налогоплательщиков, занятых в сфере услуг общественного питания. Планируем еще раз довести до них необходимость соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники и последствиях, грозящих тем, кто продолжит не применять контрольно-кассовую технику, не фиксировать выручку через кассу в полном объеме, или применять ККТ с нарушениями требований закона.

Помимо информирования через СМИ каждому налогоплательщику, индивидуально будет направлено письмо-уведомление о необходимости соблюдения законодательства о ККТ, о последствиях ее неприменения.

А последствия, надо сказать, могут быть достаточно серьезными, они предусмотрены Административным кодексом Российской Федерации.

К примеру, штраф за неприменение ККТ напрямую зависит от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, и за повторное совершение административного правонарушения, выразившегося в неприменении ККТ, любой субъект хозяйственной деятельности, независимо от организационной формы, может получить приостановление деятельности на срок до 90 суток, если совокупная сумма расчетов, проведенных без ККТ, составит один миллион и более.

Наряду с информационной кампанией налоговые органы проводят постоянный мониторинг расчетов, тем самым выявляя налогоплательщиков, которые нарушают требования законодательства о применении ККТ, для включения их в планы проверок и проведения соответствующих контрольных мероприятий.

В рамках риск-ориентированного подхода в планировании проверок анализируется не только наличие сведений в информационных ресурсах налоговых органов о нестабильном поведении в транзакциях, произведенных налогоплательщиком на ККТ, но и основные показатели, характеризующие деятельность налогоплательщика.

Таким образом, после проведения информационной кампании налоговыми органами в отношении нарушителей будут инициированы контрольные мероприятия на основании информации, собранной в рамках аналитической работы.

Срок давности привлечения к ответственности за все нарушения, связанные с применением ККТ, увеличен до одного года.

— Анастасия Андреевна, Вы упомянули о риск-ориентированном подходе в контрольной работе, напомните, что это такое?

— Риск-ориентированный подход в контрольной работе налоговые органы применяют на протяжении последних нескольких лет. Коротко его суть заключается в следующем. На основании имеющейся у налоговых органов информации анализируется финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, представляемая им налоговая отчетность, мониторится выручка, фиксируется нестабильность транзакций, выявляются несоответствия, свидетельствующие о наличии налоговых рисков. И контрольные мероприятия мы проводим только в отношении нарушителей законодательства. Таким образом, добропорядочный бизнес выводится из зоны проверок.

К примеру, в прошедшем году все 100% проверок порядка соблюдения законодательства о применении ККТ были результативными, т.е. обоснованными, — тех, кто не нарушает закон, мы не беспокоили.

Кстати, выявлять нарушителей помогает и гражданский контроль. Передать в налоговые органы информацию об объектах общественного питания, в которых обслуживание производится без применения ККТ, можно с помощью онлайн сервиса «Обратиться в ФНС России».

Но чаще всего в этом случае потребители услуг пользуются бесплатным мобильным приложением «Проверка чека». Скачать приложение с сайта налоговой службы может любой гражданин. С помощью программы можно быстро и легко проверить легальность кассового чека. Приложение позволяет в один клик отправить жалобу в налоговые органы, если с покупкой что-то не так (указана неверная сумма или не найден чек). Для этого необходимо отсканировать QR-код из кассового чека или ввести данные чека вручную.

— Анастасия Андреевна, если методы убеждения, которые налоговики собираются применять, подействуют, может ли нарушитель исправить положение, каким образом это он может сделать, и поможет ли это избежать штрафных санкций?

— Исправить ошибку при работе на ККТ всегда возможно, для этого существует чек коррекции. Так, налогоплательщик, добровольно заявивший в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ в установленных случаях и добровольно исполнивший до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой он привлекается к административной ответственности, а также налогоплательщик, направивший в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ, если соблюдены в совокупности следующие условия:

— на момент обращения лица с заявлением в налоговый орган либо направления лицом в налоговый орган кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

— представленные сведения и документы либо кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Следовательно, для освобождения от ответственности, предусмотренной частью 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ, пользователю ККТ достаточно будет направления в налоговый орган только кассового чека коррекции).

— Сейчас мы видим, что кассовые аппараты установлены повсеместно, но есть ли случаи, когда кассовый аппарат может не применяться, т.е. вообще отсутствовать на объекте общественного питания?

— Налогоплательщиками, которые имеют право не применять ККТ в настоящее время, являются индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников. Это значит, что предприниматель весь свой бизнес ведет один, без помощников. Таким предпринимателям предоставлена отсрочка до 1 июля 2021 года. Надо заметить, что таких предпринимателей очень мало, так как организация качественного сервиса, к которому привыкли потребители, требует соответствующего персонала со специальной подготовкой.

Также могут не применять ККТ предприятия, обеспечивающие питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий.

— Спасибо, Анастасия Андреевна, за полезную и интересную информацию. Всех предпринимателей просим соблюдать закон о применении контрольно-кассовой техники, а потребителей услуг — быть активными, требовать чеки, тем более, что это в интересах потребителя.

Ниже можно скачать презентацию о проекте, в которой собрана вся необходимая информация!

12:03
1010
Нет комментариев. Ваш будет первым!