Минфин предложил новый порядок ведения РНП
Минфин опубликовал на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект постановления правительства РФ «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».
Проект документа в данный момент — в стадии общественного обсуждения. Ключевое нововведение касается механизма включения того или иного поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков.
О том, что изменится в системе госзакупок, рассказывает председатель Комитета по госзакупкам подмосковной «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Хрулев.
— Дмитрий, как вы оцениваете действующие правила ведения РНП? Не кажется ли вам, что они работают исключительно в интересах заказчика?
— В наших реалиях Заказчику выявить систематическое нарушение существенных условий контракта, а это и есть основание для внесения недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей в РНП, не составляет никакого труда. Фактически, уже через два дня после заключения контракта Заказчик может направлять сведения о поставщике в РНП, не забывая оставить себе обеспечение исполнения контракта, которое может достигать до 30% от суммы контракта. Некоторые Заказчики этим правом пользуются, действуя при этом в рамках существующего законодательства.
Есть и другая сторона вопроса — недобросовестные поставщики умудряются исключить попадание в РНП из-за ошибок Заказчика при проведении процедуры включения поставщика в реестр РНП.
— Согласны ли вы с инициативой Минфина?
— Данная инициатива существенно сократит случаи нарушений Заказчиками направления поставщика в РНП, т.к. документы для такого обращения будут формироваться в ЕИС и направляться в соответствующий орган.
В случае, если участник закупок уклонится от заключения контракта, то данные сведения будут сформированы автоматически. Это упростит работу Заказчиков и исключит допущение формальных ошибок, позволяющих действительно недобросовестным поставщикам уходить от наказания в процессе рассмотрения их дела в ФАС.
Однако на участниках закупок (поставщиках) данная инициатива никак не скажется: им по-прежнему необходимо принимать участие на заседаниях ФАС, доказывая свою добросовестность.
— Возможно, стоит пойти дальше — например, сократить срок, в течение которого субъект МСП числится в РНП?
— Если комиссия ФАС или суд действительно признаёт обоснованность включения поставщика в РНП, то такой поставщик должен подвергнуться наказанию. И два года в данном случае — оптимальный срок.
— Легко ли субъекту МСП попасть в такой реестр случайно?
— Нет, случайно в РНП попасть нельзя — это миф. Для направлений сведений в РНП у Заказчика должны быть серьезные основания, о чем мы говорили выше. Обоснованность решений Заказчика определяет комиссия ФАС или суд.
Случайно могут подать в РНП только те субъекты МСП, кто «случайно» получил контракт — если Поставщик анализировал свои возможности и риски при подаче заявки, если он готовился к реальному исполнению контракта, то случайностей с РНП не бывает.
Однако зачастую внесение или невнесение поставщика в РНП зависит от того, насколько хорошо готов Поставщик к заседанию ФАС.
Тут, как и в суде, принцип состязательности никто не отменял. Как в суде адвокаты, так и профессиональные юристы на заседаниях ФАС помогают защититься от недобросовестных претензий Заказчика.
Пример: в 2020 году мы помогли нескольким субъектам МСП — из десяти проведенных заседаний комиссий ФАС на предмет включения поставщика в РНП — все в пользу поставщиков.
Основываясь на опыте поддержки МСП, мы убеждены, что по-настоящему добросовестным поставщикам опасаться попадания в РНП не нужно. Но подстраховаться, заручившись поддержкой опытных юристов — специалистов в сфере закупок, никогда не помешает.