«Мой гектар»: изменился порядок вывода из оборота заросших сельхозземель

«Мой гектар»: изменился порядок вывода из оборота заросших сельхозземель

Центр Правовой Поддержки собственников проекта «Мой гектар» провел очередной вебинар об изменениях в законодательстве. Его посвятили вопросу залесенности земель сельскохозяйственного назначения. Это актуальная для собственников проекта «Мой гектар» тема, да и не только для них.

По данным Минсельхоза на 2020 год, площадь неиспользуемых сельхозземель в стране составляет порядка 44 млн га, 20 млн га из них — пашня. Правда, как признаются в ведомстве, информации о качестве этих участков нет — годны ли они для пашни или уже покрылись порослью и земля истощена — никто этого учета не вел до последнего времени.

Специалисты отмечают: в большинстве случаев необрабатываемые участки — это неудобицы и поля, которые давно заросли лесами. Ученые считают, что возврат в оборот неудобиц может привести к падению показателей урожайности зерновых культур. Нужно ли сегодня регионам возвращать эти территории в сельхозоборот — большой вопрос. Зато собственник зачастую готов на таком участке реализовать свой бизнес-план.

В настоящее время в проекте «Мой гектар» участвует более пяти тысяч собственников из разных уголков России. Все они приобрели участки, чтобы в дальнейшем реализовать своё дело на земле. Конечно, своевременное понимание происходящих в законодательстве изменений позволяет землевладельцам быстрее идти к своей цели. Стараясь быть в курсе любых изменений земельного законодательства, команда проекта «Мой гектар» делится новыми законами (правилами), которые помогают собственникам изменить статус участка и вывести залесенный участок сельхозземель из сельскохозяйственного оборота в целях использования лесов. В этот раз эксперты говорили о том, что изменился порядок подачи уведомлений в отношении лесов на землях со статусом сельхозназначения.

Наконец, прописана новая процедура и определены ответственные органы — это самое главное. То есть, стала понятна последовательность дальнейших действий как собственников, так и органов власти в связи с направляемыми теперь уже не уведомлениями, а заявлениями о залесенности участка.

Устранена та правовая неопределенность, которая была в отношении всех поданных раньше уведомлений, — когда собственники подавали уведомления о выводе из сельскохозяйственного оборота своих залесенный земель, а органы власти не запускали их в иной оборот, поэтому земли простаивали, а владельцы земли несли убытки. По сути, складывалась ситуация, когда орган власти не знал, что дальше делать с залесенными участками.

Теперь правительство РФ определило, что такое «леса» на землях сельхозназначения — раньше такого критерия не было. К лесам на землях сельхозназначения относятся: лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность площадью более 0,5 га, с деревьями высотой более 5 метров и лесным растительным покровом, составляющим более 75% площади земельного участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8 – 1 при одновременном наличии указанных признаков (сомкнутость крон принято выражать в долях единицы — от 0,1 до 1, т.е. отсутствие крон принимается за ноль, а полное смыкание крон — за 1. При этом просветы между ветвями в расчет не принимаются – «кроной» считается пространство, очерченное мысленно по крайним ветвям (периметру) кроны).

Как было раньше?

Площадь зарастания определялась в 50%. Таким образом, сейчас процент зарастания увеличен и составляет 75%.

Не было критериев по высоте деревьев, а также по сомкнутости крон. В прежнем нормативе деревья могли располагаться не плотно друг к другу, а по площади всего участка — теперь же они должны быть сомкнуты друг с другом, но возможно их чередование с кустарником.

Изменился орган государственной власти, куда теперь направляется заявление (ранее это было уведомление). Типовая форма заявления тоже утверждена и является приложением к Постановлению правительства №1509 от 21.09.2020. Заполнять форму нужно в соответствии с теми данными, которые указаны в Постановлении, и подается оно только в Россельхознадзор (раньше надо было в три ведомства).

Алгоритм действий

К заявлению обязательно прилагается либо фотосъемка участка, либо видеосъемка. При этом определено, как собственник должен эту фотовидеофиксацию производить — по поворотным точкам земельного участка, то есть, по условным границам, которые определены, и по часовой стрелке. Если это фотосъемка, то делается два кадра — один кадр к следующей поворотной точке, другой — внутрь земельного участка на тот лес, который вырос. Если это видеосъемка, то снимать следует по часовой стрелке по поворотным точкам, то есть по границам земельного участка.

Затем Россельхознадзор принимает документы, после проверки направляет их на комиссию, в состав которой входит региональные Министерство лесного комплекса (может называться иначе) и Министерство сельского хозяйства. Кроме того, представители Минлеса приедут на участок с проверкой данных, указанных в заявлении, и будут выдавать экспертное заключение о соответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности указанным выше критериям (сотрудники ведомства будут замерять лесные насаждения на участке).

После рассмотрения заявления комиссия готовит заключение — положительное, что лес действительно есть в том объеме, как это определено законодательством. Если объем леса будет признан недостаточным либо участок отнесен к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, то последует «отрицательное» заключение.

Россельхознадзор в случае принятия комиссией «положительного» решения уведомляет все соответствующие органы власти, в том числе и Росреестр, о том, что земельный участок исключен из сельхозоборота. При принятии комиссией «отрицательного» решения Россельхознадзор направляет правообладателю предостережение об устранении зарастания древесно-кустарниковой растительностью, в этом случае правообладатель должен принять меры по устранению нарушения закона.

Вывод экспертов

Наконец-то появилось регулирование, как дальше органы власти должны поступать с заявлениями собственников, чего так не хватало раньше. То есть приняли алгоритм действий органов власти по заросшим сельхозучасткам в связи с выводом их из сельхозоборота.

Заданы и новые обязанности собственника в отношении лесов, если принято положительное решение комиссией.

Собственник обязан соблюдать правила противопожарной и санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами и лесовосстановления, регламент заготовки древесины.

Появилась обязанность по разработке проекта освоения лесов. В течении года с момента принятия положительного решения эти материалы необходимо направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в статьях 81- 84 Лесного кодекса РФ — для проведения государственной или муниципальной экспертиз.

Также стало необходимо подавать лесную декларацию в уполномоченные органы в порядке, установленном частью 2 статьи 26 Лесного кодекса РФ.

Правительство РФ оставило без изменений то большое многообразие видов использования лесов на участке, которые может выбрать собственник — они закреплены пунктами 1 — 8, 10, 10.1, 13 — 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса, такое большое многообразие деятельности, безусловно, является положительным моментом.

Собственник может оставить лес на своем участке, проредить, расчистить, также можно его и вырубить. Оставлена без изменений норма, допускающая размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса РФ.

Запись вебинара экспертов Центра правовой поддержки собственников проекта «Мой гектар»

12:11
1196
Нет комментариев. Ваш будет первым!