Уникальный проект члена «ОПОРЫ РОССИИ» Профориентация через кинологию "Добрые профессии»»

Уникальный проект  члена «ОПОРЫ РОССИИ» Профориентация через кинологию "Добрые профессии»»

Подростковый возраст – важнейший период развития социальных и эмоциональных навыков, важных для психического благополучия человека.

Огромное значение в формировании этих навыков имеют благоприятные условия в семье, школе и сообществе в целом. Немаловажную роль играет качество жизни семьи и взаимоотношения со сверстниками: признанными факторами риска для психического здоровья и благополучного будущего являются насилие (особенно сексуальное насилие и издевательства со стороны сверстников), жесткие методы родительского воспитания, социальная изоляция, отсутствие доступа к качественной помощи и услугам, социально-экономические проблемы.

При этом, стремительная цифровизация, расширение возможностей получения образования и огромное количество курсов, которые «за 3 дня научат зарабатывать» приводят подростков в замешательство, не позволяющее определить дальнейшие перспективы.

В 2020 году благотворительный фонд развития филантропии КАФ (признан иностранным агентом) провел исследование молодежи 14-25 лет, отдельно были выделены подростки с низкими стартовыми возможностями. Согласно результатам исследования[1], 39% опрошенной молодежи проходили профориентацию, всего 15% молодежи в возрасте 15-25 лет пользовались дистанционными курсами по профориентации и построению карьеры.

Профориентация – действенный инструмент в определении будущего для подростков, способ обеспечить достойный выбор профессии и получить первоначальный опыт. При этом, профориентация недостаточно используется в современной России по нескольким причинам:

1.Проблема в самостоятельном осмыслении будущего самими подростками

Дети в возрасте 14-17 лет не достигли зрелости и самостоятельности в принятии решений, им сложно сделать выбор профессии. У подростков не сформирована внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального и жизненного развития. Ситуация усугубляется тем, что влияние сверстников в этот период очень высокое, а родителей и учителей – крайне низкое, что приводит к внутренним конфликтам.

2.Недостаточность информации о профориентации в школе и среде родителей

В настоящее время деятельность по профориентации в образовательных учреждениях ограничена тестированием школьников и общими рассказами о возможных перспективах, иногда – проведением уроков с приглашением специалистов разных профессий, посещения организаций. Но все это – инициатива классных руководителей.

В Москве представлено большое количество возможностей для профориентации:

· в школах началась программа «образовательные траектории» и «предпрофессиональные классы», когда старшеклассники могут выбрать профиль и подробнее узнать о будущей профессии;

· на базе Технопарков, проходит профориентация школьников[2], включая тесты и практикумы по цифровым профессиям;

· в рамках проекта «субботы московского школьника» есть огромный спектр специальностей, о которых можно узнать;

· во время дней профориентации и карьеры проходят марафоны профессий;

· платные услуги по профориентации: в сети Интернет можно найти много организаций, оказывающих платные услуги по профориентации подростков, средняя стоимость профориентационного теста – 3000 рублей, но тест не дает представления о возможных профессиях.

При этом, участие в профориентационных мероприятиях ложится на плечи родителей и самих подростков, так как имеют заявительный характер. И, если для благополучных семей, где родители вовлечены в воспитание подростка и нацелены на помощь в выборе профессии, посещение подобных мероприятий и участие в проектах не является чем-то сложным, в неблагополучных семьях дети таких возможностей не получают.

Исследование «Молодежь на старте карьеры» демонстрирует значительные различия опыта трудоустройства и работы по профессии у большинства молодежи и группы с низкими стартовыми возможностями.

3.Узкий фокус профориентации

Несмотря на большое количество возможностей для профориентации подростков, основной упор сделан на цифровых и технических профессиях, искусстве. Например, образовательные траектории сфокусированы на естественных и компьютерных науках, лингвистике, спортивной деятельности, а в техноградах преподают ИТ-дисциплины, архитектуру, дизайн, робототехнику, 3D-моделирование и компьютерную анимацию.

При этом, акцента на разнообразные профессии и виды деятельности нет: практически не включены в этот перечень рабочие профессии, позволяющие обеспечить занятость сразу после школы или колледжа. Хотя, по данным исследования об образовательных притязаниях школьников, дети из неблагополучных семей чаще склонны к поступлению в средне-специальные учебные заведения и к более раннему началу трудовой деятельности[3]:

· Школьники, чьи родители не имеют высшего образования, склонны к получению средне профессионального – 24 %, что в три раза больше детей из семей родителей с высшим образованием (9). Кроме того, бóльшая доля таких учеников рассматривает для себя возможность закончить обучение после получения общего среднего образования (15%, что в три раза больше, чем среди учеников, имеющих родителей с высшим образованием);

· Культурный капитал семьи школьника связан с уровнем его образовательных притязаний: он наиболее высок у школьников, в домах которых больше 200 книг, а самый низкий — среди тех, у кого дома меньше 25 книг.

Все это приводит к тому, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют низкие стартовые возможности для получения квалифицированной профессии.

Для помощи в реализации потенциала подростков с низкими стартовыми возможностями должны быть созданы различные условия:

· создание возможностей для получения профессионального опыта;

· развитие системы менторства, наставничества и коучинга;

· информация о программах и возможностях получения профессиий, актуальных на современном рынке труда.

Тем не менее, больший фокус у некоммерческих организаций идет на подростков и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью. На карте, разработанной в рамках исследования «Молодежь на старте карьеры» из 37 Московских некоммерческих организаций, занимающихся поддержкой в сфере профориентации, всего 3 помогают детям из неблагополучных семей (одна из них оказывает услуги платно).

При этом, существует недостаток квалифицированных кадров в сфере кинологии, канистерапии и работы с непродуктивными животными. Это прослеживается по количеству занятых специалистов в сфере, профессионалов и возможностей для получения образования. За последние годы изменилось отношение к животным – сейчас собаки и кошки приобретают статус компаньонов и членов семьи, наблюдается рост затрат на товары и услуги для домашних животных.

Растет и потребность в профильных специалистах – ветеринарах, кинологах, фелинологах, инструкторов по дрессировке, зоопсихологов, вожатых по выгулу собак, грумеров, зоонянь и других. Но отсутствуют единые профессиональные стандарты для специалистов, оказывающих бытовые услуги по уходу за животными.

Обучение по профессиям, связанным с непродуктивными животными, можно получить в Москве только в Аграрном университете им.Тимирязева. В Университете на специальности «ветеринарно-санитарная экспертиза, предусмотрено 60 мест в бакалавриате и 20 в магистратуре, 22 в специалитете (и это для студентов со всей России). Малое количество бюджетных мест, по сравнению с другими специальностями обучения в ВУЗе (например, ежегодно в магистратуру университета поступает 90 агрономов и 65 специалистов по эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов), крайне низкие баллы ЕГЭ с которыми поступают студенты, демонстрируют остаточный принцип выбора специальности. В Московских аграрных учебных заведениях ежегодно выпускаются около 9 тысяч специалистов, но этого количества недостаточно для обеспечения необходимого объема оказываемых услуг в сфере заботы о домашних животных.

О проекте

В целях создания эффективной системы профориентации, способствующей формированию профессионального самоопределения подростков из семей в социально уязвимом положении и с низкими стартовыми возможностям, АНО ШАЛОПАИ СЕВЕРА и UVIVO | Центр профессиональной заботы о животных имеют возможность организовать для несовершеннолетних курсы профориентации через работу с непродуктивными животными.

Проект «Профориентация через кинологию «Добрые профессии»» — это цикл образовательных и просветительских программ с целью подготовки специалистов, востребованных в отрасли МДЖ (мелких домашних животных), а также возможность подросткам Москвы 14-18 лет примерить на себя профессии в сфере социально-ориентированной кинологии, пообщаться с животными. Исходя из этого, становится очевидной высокая социальная значимость данного проекта, назначение которого заключается в повышение престижности и востребованности профессии кинолога, канистерапевта и создание условий для равных стартовых возможностей подросткам из сложных семей.

Разработанный курс обучения с учетом психологических особенностей подростков, находящихся в социально уязвимом положении, будет включать как теоретическую базу (интерактивные занятия), так и практику в виде очных мастер-классов и тренингов. Участниками профориентационных занятий станут подростки, имеющие низкие стартовые возможности в получении квалифицированной профессии, находящиеся на стадии определения будущей занятости.

Таким образом, работа по профориентации подростков из уязвимых групп в сфере работы с непродуктивными животными, будет способствовать решению целого комплекса задач: создание условий для равных стартовых возможностей подросткам из сложных семей и повышение престижности и востребованности профессии кинолога, канис-терапевта. В комплексе, мероприятия проекта создадут не только условия для профориентации подростков в уязвимом положении, но и предпосылки для появления специальности «Социальная кинология».


[1] Молодежь на старте карьеры: герои, цифры, решения special.philanthropy.ru/young (дата обращения 11.10.2022 г.)

[2] От анимации до архитектуры: детские технопарки запускают программу профориентации школьников. www.mos.ru/news/item/112340073/ (дата обращения к источнику 30.09.2022 г.)

[3] Образовательные притязания российских школьников: факторы и возрастная динамика / В. А. Кондратенко, М. А. Кирюшина, М. Б. Богданов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020

10:20
1054
Нет комментариев. Ваш будет первым!