Состоялось открытое заседание Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по автотехобслуживанию

Состоялось открытое заседание Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по автотехобслуживанию

22 декабря 2022 года состоялось открытое заседание Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по автотехобслуживанию с участием ведущих отраслевых объединений автосервисов, представителей профильных научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений высшего и среднего звена, поставщиков автокомпонентов и горюче-смазочных материалов

Открыл заседание Андрей Николаевич Шубин исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ».

Александр Михайлович Сережкин заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в своем выступлении отразил проблемы «Стратегии развития автомобильной отрасли до 2035 года». В данном документе нет должного отражения направления подготовки кадров и описание функционала, требований к станциям технического обслуживания автотранспорта. За период работы СПК было выпущено 23 профессионального стандарта в автомобилестроении. Необходимо объединение интересов отраслевого сообщества для прогрессивной работы.

Сергей Владимирович Кожухов, руководитель АКАДЕМИИ РОАД, заместитель председателя HR – комитета Ассоциации РОАД, руководитель комитета СПКА по профессиональному образованию в автомобилестроении сделал акцент на важном документе независимая оценка работодателя – профессиональный стандарт квалификации в автомобилестроении. Ценность независимой оценки квалификации — это интеграция ее в федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Для того, чтобы учебные заведения готовили будущих специалистов для отрасли по требованиям рынка труда. РОАД использует большое количество образовательных проектов для привлечения молодых кадров: «Наставник», «Национальная система квалификаций — конструктор карьеры», «Профессиональный экзамен для студентов ГИА-НОК», «Единая база практики». Сегодня в последнем проекте уже участвуют 8 дилерских сетей и 394 студента прошли производственную практику.

Лев Леонидович Зиманов, председатель научно-методического совета ФУМО по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплекс», доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) продемонстрировал участникам заседания контрольные цифры приема по направлению 23 группы. Есть несколько вариантов привлечения молодых кадров на предприятия: целевой набор и обучение, привлечение студентов через практику, агитация выпускников. В 2022 году в МАДИ показатель целевого набора равен нулю. Как показывает большой опыт работы технического университета второй курс обучения в ВУЗе является максимально продуктивным для приглашения работодателем на практику или дуальное обучение студентов. Если студент не устраивается на работу по специальности к 3-му курсу, в профессию он, скорее всего, не вернется.

Сергей Владимирович Лебедев, председатель совета ФУМО в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Заместитель директора колледжа «КАТ 9» г. Москвы расставил приоритеты: для обеспечения отрасли квалифицированными кадрами необходимо активное участие отрасли в процессе подготовки студентов СПО по следующим направлениям:

  1. Четкая формулировка требований к выпускникам СПО
  2. Участие в разработке и экспертизе образовательных программ
  3. Активное участие предприятий в реализации образовательных программ, в том числе:
  • организация практической подготовки студентов на базе предприятий, развитие системы наставничества
  • проведение совместных мотивационных и профориентационных мероприятий для студентов и школьников (экскурсии, мастер-классы и т.п.)
  • направление представителей отрасли для работы в профессиональных образовательных организациях в качестве преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения
  • реализация дуального обучения с возможностью трудоустройства студентов еще в период обучения на выпускном курсе.

Александр Васильевич Карловский – заместитель начальника Инфраструктурного центра «Автонет» Московского Политехнического университета в своем выступлении сделал несколько современных предложений по внедрению приоритетных направлений развития и прогнозирования кадровых потребностей: разработка виртуальных тренажеров, интеграция информационных систем образовательных и бизнес организаций, разработка механизмов поддержки организаций в вопросах обучения сотрудников, интеграция инновационных структур организаций и студенческих проектных подразделений вузов, механизмы поддержки и удержание талантливых студентов.

Николай Андреевич Янковский, руководитель по развитию сервиса «Вианор Сервис и Маркет» выразил крайнюю обеспокоенность правопреемственности династий и подготовку кадров по старой системе автомехаников в России.

Если раньше кадры авторемонта формировались в гаражах, теперь они могут вырасти только в системе СПО (усложнение техники, смена приоритетов, репутация отрасли). Альтернатива есть – это система переподготовки СПО + вовлеченность активных работодателей. Профстандарт и другие системные решения – это «игра в долгую», а сотрудники нужны уже сегодня. Дефицит рабочей силы >25% ставит СТО на порог разорения. Внедрение Профстандарта невозможно без взаимодействия СТОА ( работодателем), в том числе с системой СПО. Нет смысла ждать полной готовности Профстандарта, можно просто не дождаться. Совместными усилиями участниками отрасли мы добьемся результата гораздо быстрее.

Илья Иванович Гусев, технический специалист ООО «Мале-Рус» поделился успешным опытом реализации образовательных проектов при партнерстве с «РАСТО». Сегодня мировой производитель автокомпонентов имеет возможность активно участвовать в подготовке молодых специалистов для автотехобслуживания страны. Тренинги, вебинары, мастер классы, экспертиза – это неполный список чем компания – производитель полезны отрасли.

Ольга Викторовна Селезнева, председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту в Московской области, председатель Региональной Ассоциации Станций Технического Обслуживания выступила с кратким и емким отчетом трехлетнего сотрудничества и взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда на основании социального партнерства ассоциации «РАСТО».

С 2019 по 2022 год членами Ассоциации проведено более 250 встреч в 5 Федеральных округах России. Встреч состоялись с 60 колледжами и техникумами страны, преподавателями, родителями, руководителями СТОА регионов, производителями автокомпонентов и оборудования для авторемонта. Это огромная работа позволила нам изучить и проанализировать проблему дефицита молодых кадров в России. Потеря отраслевого ресурса, плановой экономики, разобщенность между работодателями, отсутствие государственной системы профориентации – это неполный список проблем. Сегодня есть решение, совместными усилиями: государства, образования и бизнеса выстраивать систему подготовки молодых кадров, опираясь на советский успешный производственный опыте страны с учетом современных технологий.

Результаты работы Ассоциации: после внедрения краткосрочной подготовки (дуального) обучения на производстве, в течении двух лет, число студентов и выпускников СПО, которые выбрали место будущей работы по специальности увеличилось в 10 раз. Показатель трудоустройства выпускников с 2% увеличился до 20%. Привлечено к сотрудничеству и подготовке молодых кадров для отрасли более 35 производителей автокомпонентов и оборудования иностранного и отечественного производства.

Для дальнейшей продуктивной работы требуется: сбор данных потребности в кадрах по ОКВЭД 45.20; разработка мер мотивации для работодателей за активное участие в подготовке кадров систем высшего и среднего профессионального образования, развитие института наставничества на производствах, разработка отдельной программы поддержки вовлеченных работников – наставников на предприятии, корректировка образовательного плана студента, который переходит на дуальное обучение с последующим трудоустройством, вовлеченность представителей государственной, региональной и муниципальной власти в отраслевые проекты и продвижение лучших практик, популяризация социально-образовательных проектов работодателей, протекция прогрессивных предпринимателей ОПОРЫ РОССИИ.

Алексей Владимирович Березовский, руководитель Комитета по транспорту Ростовского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ», президент Союза ОТО «Эксперт» выделил серьезный отток кадров, дети едут в крупные города Москву, Санкт – Петербург. Работа с молодежью очень слабая. Требуется популяризация предприятий региона, поддержка властей на всех уровнях.

Алексей Геннадьевич Подщеколдин, вице-президента Ассоциации «РОАД». председатель совета директоров ГК «БН-Моторс» рассказал участникам встречи реальную картину продаж автомобилей в дилерском сегменте, падение составило до 70%. С российского рынка ушли 46 автопроизводителей европейского и американского рынка, остались 14 брендов китайского и 3 российского производства. 150 000 сотрудников дилерского предприятий будут уволены в 2022 году в связи с падением продаж.

Сергей Юрьевич Лобарев, президент Общенациональной ассоциации Автотуризма и караванинга выразил готовность в сотрудничестве с отраслевым рынком автотехобслуживания. Путешественники на автомобилях нуждаются в качественном обслуживании транспортных средств и проработанной инфраструктуре региона.

В конце заседания участники поблагодарили Комиссию «ОПОРЫ РОССИИ» за конструктивный диалог и выразили готовность к взаимовыгодному сотрудничеству на благо отрасли и страны. В ближайшее время все инициативы спикеров будут внесены в протокол и размещены в открытом доступе для обсуждения.

Смотреть запись заседания

Источник

15:18
1213
Нет комментариев. Ваш будет первым!